Saturday, August 4, 2007

Отпуск: Питерские впечатления


Решил поведать миру о своем отпуске и некоторых приключениях с ним связанных. А выпало нам в этом году дружной компанией в составе пяти человек отправиться в отпуск не куда-нибудь, а в славный город Санкт-Петербург.

Пребывание наше в Питере длилось 8 дней: с 22-го по 30-е июля. Если я где-либо в тексте допущу неточность или явную ошибку, надеюсь, остальные участники не постесняются отметить это в своих комментариях. :-)

День первый: Прибытие

Ввиду некоторых географических особенностей расселения участников нашего отдыха собственно прибытие осуществлялось на два разных городских вокзала (их в Питере несколько, штук 5 -- не меньше). Двое из нас ехали из Крыма и прибывали на Московский вокзал, остальные же трое -- из Киева, т.е. на Витебский вокзал. К счастью, поезда удалось подобрать прибывающие почти в одно и то же время -- разница была всего в 20 минут. Кстати, если решите осуществить нечто подобное, позаботьтесь о билетах заранее: мы свои билеты брали за полтора месяца и при этом еле "втиснулись" в последние оставшиеся места. Сразу берите билеты туда и обратно, чтобы не остаться в Питере жить в парке на скамейке :)

Небольшое лирическое отступление

Как можно заметить, ехали мы все из Украины в Россию (некоторые даже через Беларусь), следовательно пересекали границу со всеми вытекающими. Для тех кому эта процедура незнакома, настоятельно рекомендуется прочитать нижеизложенное. Более опытные товарищи могут сразу перейти дальше.

Перед пересечением границы (примерно за пару часов) проводник проходит по вагону и раздает миграционные карточки всем пассажирам с не российским гражданством. Карточка состоит из двух одинаковых частей и заполняются обе части сразу. Одна половинка идет пограничникам, вторая остается у вас -- храните ее как зеницу ока, т.к. при пересечении границы в обратном направлении без такой карточки вас могут просто ссадить с поезда.

В карточку вносятся паспортные данные, цель и срок визита. В качестве цели визита мы указали "туризм", что было чистой правдой. Срок визита лучше всего указать по билетам на поезд (туда/обратно).

Карточка действует на въезд как в Россию, так и в Беларусь. Т.е. в случае проезда в витебском направлении, вы заполняете карточку при пересечении границы с Беларусью, и больше вас не трогают.

На таможне, еще до государственной границы, по вагону проходит офицер соответствующей службы и устно опрашивает всех о наличии запрещенных к пересечению границы либо нуждающихся в декларации предметах. Надо отметить, что правила декларирования при ввозе/вывозе для России и Украины сильно разнятся. Так при ввозе денежных средств на территорию России декларации подлежат суммы свыше $10000 (в долларовом эквиваленте), а для Украины та же цифра составляет 200 евро (ввоз). Предметы личного пользования (а таких в багаже типичного туриста подавляющее большинство) декларации, как правило, не подлежат.

На таможне поезд стоит обычно 30-40 минут. При этом никого не выпускают и, вообще желательно находиться на своем посадочном месте, во избежание недоразумений. При въезде в Беларусь по нашему поезду даже водили натренированных собак. Когда ехали обратно собак не было. Вообще, люди опытные утверждают, что таможенная проверка, как правило, выполняется очень формально, за исключением тех случаев, когда в соответствующие органы была дана "нужная информация". Говорят, что в последнем случае могут и весь вагон вверх дном перевернуть. В общем, как повезет.

(конец лирического отступления)

С границей разобрались -- поехали дальше. Самый важный вопрос, который вам нужно будет решить заранее, это, конечно, жилье. Цены на проживание в гостинице варьируют от $40 в сутки и выше. Нам в этом отношении очень повезло -- удалось через знакомых взять места в студенческом общежитии, что, естественно, намного дешевле (300-500 р. в сутки). Общежитие это было удачно расположено всего в двух шагах от станции метро Автово на проспекте Стачек. Станция Автово находится на красной ветке метро, как и оба наших вокзала: Витебский (м. Пушкинская) и Московский (м. Площадь Восстания); поэтому мы быстро и без пересадок добрались до своего "дома" на ближайшие несколько дней.

Перед поездкой хотя бы бегло ознакомьтесь со схемой метрополитена, т.к. он станет вашим основным видом транспорта в городе. Второе по важности транспортное средство -- это ваши ноги. Внимательно отнеситесь к выбору обуви, т.к. если хотите успеть все осмотреть, ходить придется помногу и в разных условиях -- возьмите открытую обувь для города и закрытую спортивную для загородных поездок.

Немаловажный элемент путешествия, который поможет вам сэкономить значительное количество времени, а также поможет сберечь нервы -- мобильная связь. В Питере действуют несколько операторов мобильной связи: МегаФон -- местный Питерский оператор, говорят, что жутко дорогой; МТС, Билайн, Теле2 и что-то еще. Выбор пал на МТС. Нужно отметить, что приобретение стартового пакета сопряжено с определенными трудностями: нужно иметь при себе паспорт, заполнить несколько страниц документов, в общем целое дело.

К сожалению, проблемой оказалось дозвониться с российской МТС-ной карточкой на какой-либо украинский номер и наоборот: звонки просто не проходили. В чем причина выяснить нам так и не удалось. Для того чтобы позвонить домой, пришлось искать переговорный пункт, который оказался, вопреки ожиданиям, не на главпочтамте, а в отдельном учреждении неподалеку от дворцовой площади.

О Питерском метро стоит поговорить отдельно. Каждая станция здесь уникальна и не похожа на другие. Наша "Автово" -- первая станция Питерского метрополитена: именно сюда прибыл первый подземный поезд, здесь же находится первое депо. Интересной особенностью этой станции также является акустика кассового зала выполненного в виде почти замкнутого кольца: слово, произнесенное человеком, находящемся точно по центру зала, многократно усиливается эхом отражаясь от круглых стен.

Внутренняя отделка станции достойна отдельного внимания: потолок подпирают два ряда массивных цилиндрических колонн, половина из которых отделана резным декоративным стеклом "под хрусталь", а другая половина -- белым мрамором. Говорят, что в изначальные планы входила отделка всех колонн этой станции стеклом с внутренней подсветкой, но потом просто закончились средства (возможно также сказался приход Хрущева и борьба с излишествами). Если бы первоначальный план отделки удался, глаз, наверное, от станции было бы не оторвать. К сожалению, в нынешнем виде это зрелище производит несколько иное впечатление, которое С. Баричев очень метко охарактеризовал как "монументальная недосказанность". Рекомендую ознакомится с аудиоэкскурсией этого автора "Метро и вокзалы Санкт-Петербурга": http://www.bestseller.ru/audiogid/text/spbmetro.htm

Радует, что рекламы в Питерском метро гораздо меньше, чем, например, в Киевском. Более того, каждый рекламный плакат снабжен небольшой наклейкой "Контроль рекламы", что свидетельствует от том, что вся реклама проходит хоть какой-то отбор, прежде чем попасть на глаза нам с вами.

При путешествии группой очень удобной оказывается схема общего кошелька. Каждый день все скидываются поровну на сумму, которую планируют потратить на общие мероприятия, например: посещение музея, проезд + питание. При этом все расходы на личные нужды каждый оплачивает из своего кармана. "Общаком" заведует один человек, и как следствие, на него ложится большая ответственность и немалая умственная нагрузка (попробуйте после целого дня, проведенного на ногах, в уме сосчитать сколько же реально денег вы тратите на покупку ужина, учитывая что привыкли считать в гривнах, а все цены -- в российских рублях). Будьте внимательны к своему "кассиру" -- почаще стойте за него в очереди и вообще не давайте переутомляться.

Но вот мы разместились в общежитии, избавились от груза вещей за плечами и отправились в свой первый поход по Петербургу. Как известно, центр общественной и культурной жизни северной столицы -- Невский проспект. На одноименную станцию метро мы и отправились со своей "Автово". Для того, чтобы это осуществить требуется пересадка на синюю ветку метро на станции "Технологический институт". Эта пересадка необычна тем, что на одну платформу здесь прибывают поезда разных линий, идущие в одном направлении. Т.е. для того, чтобы пересесть на поезд синей ветки, нужно выйти из вагона и просто перейти на другую сторону платформы. Удобно, хотя по-началу очень непривычно. Таких платформ на этой станции две, они соединены переходом, как на обычных пересадочных станциях.

Проезд в Питерском метро стоит 14 российских рублей. Для сравнения, одна поездка в Киевском метрополитене стоит 50 копеек (украинских). Т.е. Питерское метро почти в 6(!) раз дороже Киевского. Есть возможность сэкономить немного денег купив проездной билет. Проездной на 7 дней и 10 поездок стоит 115 рублей + 30 рублей залога за сам проездной (бесконтактная карта). Когда у вас закончатся поездки, вы сможете вернуть свои 30 р., сдав карточку в кассу на любой из станций метро.

Вообще будьте готовы к тому, что в Питере все продукты и услуги как минимум в 2-2,5 раза дороже, чем в среднем у нас. Некоторые, например, квас -- почти в 8 раз, хотя его нужно еще сначала найти. Конечно, цены растут при приближении к центру города. Более того, в центре нет крупных универсальных или продуктовых магазинов, зато большое их скопление можно наблюдать в районе Купчино на окраине города. Здесь можно приобрести продукты по гораздо более доступным ценам, и сами Питерцы, по признанию, стремятся совершать покупки именно здесь. Доехать можно на метро по синей ветке до конечной станции (Купчино) в южном направлении.

При высоком уровне цен на продукты питания, бытовая техника и электроника стоит примерно столько же или дешевле, чем у нас (видимо, сказывается портовый статус города).

При первой возможности приобретите карту города, желательно с картой области на обратной стороне -- обе карты вам очень пригодятся. Довольно часто карты продаются прямо в метро торговцами, ходящими по вагонам.

Вот мы и на Невском. Выйдя из метро, мы оказываемся на пересечении Невского проспекта и набережной канала Грибоедова. Прямо перед нами высится здание Казанского собора с обширной колоннадой.


На другой стороне набережной -- Дом книги, крупнейший книжный магазин города. В канале пришвартованы прогулочные катерки, на которые зазывают сразу несколько конкурирующих товарищей с мегафонами. Кого-то сразу потянуло в Дом книги (кстати, здание это было построено в начале XX-го века для представительства всемирно известной фирмы Зингер, производившей швейные машины), другие же остались на набережной осматриваться.

В дальнем конце канала выделяется из общего фона изящное строение красного кирпича, с разноцветными куполами, в котором знатоки сразу узнали Храм воскресения Господня, т.н. Храм "Спаса-на-крови".


Он был построен в начале XX-го века на месте смертельного ранения Императора Александра II-го Освободителя. В настоящее время храм действует только как музей, богослужения в нем не проводятся. Внутрь заходить мы не стали, зато обошли храм вокруг. В его стены вбиты памятные доски, на которых записаны в хронологическом порядке деяния Александра II-го. Стыдно признаться, но только здесь ваш покорный слуга узнал, что именно Александр II принял указ об отмене крепостного права (за что и получил "титул" Освободитель). Как выяснилось, истории мы не знаем совершенно, не в последнюю очередь, благодаря нашему горячо любимому школьному образованию. Что ж, будем восполнять пробелы -- лучше поздно, чем никогда.


Казанский собор -- действующее культовое сооружение. В нем проходят службы, венчаются. К чудотворной иконе Казанской Божьей матери стоит немалая очередь страждущих. В храме покоится прах великого русского полководца героя Отечественной войны 1812 года Михаила Илларионовича Кутузова. Над его надгробием на стене храма размещены ключи от городов, взятых Кутузовым в ходе освобождения стран Восточной Европы от Наполеона. Перед самим собором также установлены памятники Кутузову и другому герою войны с Наполеоном Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли.

На небольшой огороженной площади перед собором установлены скамейки и фонтан. Вдоль Невского густо посажены кусты шиповника. Кстати, о шиповнике, здесь он, в отличие от привычного нам, имеет не продолговатую а приплюснутую форму (имеются ввиду плоды) и имеет весьма внушительные размеры -- раза в три больше нашего. Цветы тоже более крупные. Возможно здесь просто распространен другой вид шиповника, хотя есть и другое объяснение такой аномалии: лето в Питере короткое, влаги много, вот растения и стремятся вобрать в себя побольше за более короткий промежуток времени. Кстати, небывалыми размерами отличаются и здешние декоративные цветы, например, чернобривцы.

В первый наш день, шиповник был зеленовато-желтым, а когда мы проходили мимо того же куста в последний день пребывания в городе, плоды уже были ярко-красными, что, пожалуй, подтверждает теории о коротком лете.

Несмотря на ограду, в центре площади на газоне расположились несколько туристов, судя по всему, иностранных. Не знаю как именно они туда попали, но вид их за решеткой ограды родил в моей голове почему-то только одну ассоциацию -- "обезьянник". Вообще иностранных туристов на Невском и в других центральных частях города, как говорится, пруд пруди.

Кстати, насчет иностранцев: местная ценовая политика предусматривает различную стоимость посещения достопримечательностей для местных и иностранцев. Деление, как правило, имеет вид Граждане РФ/Иностранные граждане. Иногда встречается более демократичный для нас, Украинцев, вариант: Граждане РФ и стран СНГ/Иностранные граждане.

Различие в цене, весьма ощутимо -- от 2-х до 5-ти раз. Мы почти везде сошли за "своих", т.к. говорим-то все на одном языке, чем сэкономили себе весьма немалую сумму. Если бы платили как иностранцы, то наверняка вылетели бы в трубу. Эх... развалили союз, границ понаделали. Обидно...

Интересно, как быстро вспоминают русский язык граждане гордых прибалтийских республик, приезжающие погостить в Питер?


Обойдя Храм Спаса-на-крови, мы направились к реке Мойке, которая вывела нас на дворцовую площадь. С одной стороны площади находится здание Главного штаба, а с другой -- Зимний дворец Николая I, тот самый "Зимний", который штурмом брали балтийские матросы во время Октябрьской революции. В Зимнем размещается Государственный Эрмитаж -- уникальное собрание произведений искусства и живописи, предметов древности.


По центру площади установлена триумфальная Александровская колонна, известная также благодаря словам Пушкина под именем "Александрийский столп". Колонна была установлена по проекту архитектора Огюста Монферрана в честь победы Александра I над Наполеоном.


От дворцовой площади мы двинулись в сторону Исаакиевского собора, по правую руку от нас осталось здание Адмиралтейства.



В Исаакиевском соборе стоит, как минимум, посетить колоннаду -- кольцевой внешний балкон с могучими колоннами, поддерживающими купол собора. Колоннада находится на высоте более 40 метров над землей. С нее открывается великолепная панорама Петербурга. На колоннаде постоянно прокручивается запись автоматической экскурсии, в подробностях рассказывающей о тех или иных
городских достопримечательностях, их истории.



Собираясь на колоннаду, захватите с собой теплую одежду -- наверху сильный пронизывающий ветер.


Интересно, что памятник Николаю I отлично виден с Исаакиевского собора -- он расположен прямо на площади перед собором. В тоже время памятник Петру Великому, основателю города, установленный гораздо раньше, при Екатерине II, не виден с колоннады из-за рощи высоких деревьев. Оба памятника изображают всадника на коне, вставшем на задние ноги. Возможно, из-за этого сходства мы забыли о памятнике Петру I и лишь некоторые картины в Русском музее, изображающие "Медного всадника" на фоне Исаакиевского собора, заронили в нас сомнения и заставили все-таки найти второй памятник.

Вечерело, и мы отправились на главпочтамт, до которого идти от Исаакиевского собора минут 5-7, задавшись целью позвонить домой. Как вы уже знаете, переговорного пункта там не оказалось, но нам объяснили как его найти. Мы вернулись в очередной раз к площади с памятником Николаю I, и по улице Большая морская, пошли в сторону Невы. По левой стороне улицы совершенно случайно обнаружилась отметка об уровне воды во время наводнения 1824 года. Мне было бы почти по плечи.

Вернулись "домой" мы довольно поздно. Темнеет летом в Петербурге очень поздно, и хоть белые ночи уже прошли, в 11-12 часов ночи небо светлое как ранним вечером. Это имеет и негативные последствия -- можно забыть о времени и не успеть выспаться в случае необходимости раннего пробуждения на следующий день. Кстати, этим можно объяснить "ленивый" режим работы большинства музеев -- они открываются, как правило, в 10:30--11:00.

С самого начала стало ясно, что нам придется порядком экономить на еде. Так в ресторанчике итальянской кухни рядом с нашим пристанищем, одна пицца средних размеров стоит 200--300 рублей. Как выяснилось позже, взять пиццу с собой в этом ресторанчике стоит в два раза дешевле, чем мы и воспользовались один раз. Правда и пицца оказалась довольно посредственная, хоть и съедобная.

Ну что ж, для первого дня впечатлений, мне кажется, вполне достаточно! Читайте в следующем номере про посещение Выборга.

2 comments:

Anonymous said...

На самом деле провозить через границу Украины можно значительно большие суммы (коротко - до $3000 можно декларировать устно, подробно см. www.customs.gov.ua)
Также предметы, которые являются личными вещами (хинт: шуба, ноутбук - личные вещи, синхрофазотрон - нет) можно перевозить без декларирования и уплаты пошлины. Подробности опять же на www.customs.gov.ua

joe said...

С Украины на МТС дозвониться можно спокойно, а что звонить наоборот нужно активизировать некую службу для своей сим карты в отделе МТС - так сказали в справочной в которую можно дозвониться по номеру 8090 .. если если я не ошибаюсь